Наш адрес: 670031, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Павлова, 12

Регистратура поликлиники: +7 (3012) 37-11-26

Администратор лабораторного корпуса: +7(3012) 43-01-82

Главная » Новости » Наши рубрики » Персона недели » Хабудаева Любовь Кирилловна

Хабудаева Любовь Кирилловна

Сегодняшний гость рубрики "Персона недели" - наша уважаемая коллега, заслуженный врач Республики Бурятия, Отличник здравоохранения РФ, член Российского научно-практического общества отоларингологов, председатель Бурятского регионального отделения Российской общественной академии голоса - Любовь Кирилловна Хабудаева. Это уникальный, единственный специалист-фониатор в республике. В прессе ее называют надежным ангелом-хранителем артистов театра оперы и балета. 

Родилась Любовь Кирилловна в Читинской области с.Ульдурга в 1937 году в семье учителей. Первый ребенок, а за ней – 4 брата. Отец вернулся с войны, живой и невредимый. С детства Любу приучали оберегать и смотреть за младшими братьями, которые всю жизнь относились с большим уважением к старшей, любимой и строгой сестре. На выбор профессии повлиял дядя, заслуженный врач РФ Андрей Васильевич Булгатов, который работал главным врачом курорта Аршан. Интерес к своей будущей профессии появился в 5 классе, когда она приходила в чистенькую сельскую амбулаторию и наблюдала за работой фельдшера. С детства были ярко выражены организаторские способности. Люба по своей собственной инициативе стала режиссером школьного драмкружка и организовала постановку по итальянской сказке «Три апельсина» и по мотивам повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Первыми и благодарными зрителями 7 ноября стали жители села Большая Елань Усольского района Иркутской области, куда отца перевели директором детского дома.    Это было серьезное самостоятельное решение будущего известного врача, Заслуженного врача Республики Бурятия, Отличника здравоохранения РФ, члена Российского научно-практического общества отоларингологов, председателя Бурятского регионального отделения Российской общественной академии голоса, единственного специалиста-фониатора в республике, надежного ангела-хранителя артистов оперы Любови Кирилловны Хабудаевой.

Голос – величайший инструмент Души

- В 1956 году окончила среднюю школу и поступила на стоматологический факультет Иркутского мед. института. Наставниками, своими маяками считаю своих дорогих преподавателей – профессора Ходаса, Чумакову Евгению Ивановну, Ставрову Нину Михайловну. Мы с глубоким уважением и восхищением относились к ним. После окончания в 1961 году год отработала в Нукутах. Вышла замуж, переехала в Улан-Удэ, и с 1962 по 1972 годы отработала в 1 городской больнице  (ныне БСМП). Клиническую ординатуру прошла в Ленинграде. В 1974 году ординатура в РКБ. И тех пор – с 1974 года и по сей день служу здесь.

- После окончания клинической ординатуры по отоларингологии в Ленинградском санитарно-гигиеническом институте Вы начали  трудовую деятельность в РКБ.

- Во взрослом ЛОР. Большое влияние оказал на мое профессиональное становление Александр Михайлович Баженов. В то время заведовал отделением Михаил Петрович Рябов. Я работала с талантливыми заведующими, руководителями, врачами – Вандышевой Оксаной Ананьевной, Бороноевым Афанасием Борисовичем. Мы были погодки, и понимали друг друга с полуслова. И по сей день эта атмосфера взаимоуважения, дружбы сохранилась. Этому я рада.

- В чем рецепт успешного врача?

-  В стремлении быть лучшим в своей профессии. Быть востребованным, высококвалифицированным специалистом. Мне, как отоларингологу-хирургу необходимо было овладеть большим объёмом операционного вмешательства при ЛОР-патологиях, активно применять новейшие методы диагностического лечения. При этом проходить стажировку на базе фониатрического отделения Санкт-Петербургского ЛОР-НИИ, участвовать на конгрессах, форумах, съездах фониатров. Главный принцип моей работы –  стремление к повышению своей врачебной квалификации и совершенствование используемых технологий. И нужно передавать свои знания молодежи. В этом тоже секрет успеха. Я - наставник молодых врачей-интернов, веду лекционные и практические занятия в учебном центре больницы.

- В 1975 году именно по Вашей инициативе в театре оперы и балета открылся фониатрический кабинет. Это удивительно.   

- Меня наверное, всегда тянуло к людям творческой профессии, к театру. Специфика моей работы – это различные воспалительные и онкологические заболевания гортани, заболевания, связанные с нарушениями голосо-функционального характера у пациентов, работа которых сопряжена с голосовой нагрузкой. Помимо певцов и студентов музыкальных заведений, это педагоги школ и вузов, профессиональными заболеваниями которых являются различные фарингиты и ларингиты. Врачую голоса. 

- Кроме певцов – кто Ваши пациенты?

- Это и пациенты, утрата голоса у которых произошла в результате неудачной операции, например, на щитовидной железе. Если во время операции у больного случайно задевают возвратный нерв, происходит ограниченный паралич (парез) гортани, человек полностью или частично теряет голос. Кроме этого, есть риск развития стеноза различной степени сложности. Работа с парезами и параличами длительная, требует большого терпения. Процесс восстановления у всех пациентов протекает по-разному. И здесь многое зависит и от характера человека, и от его профессии.

- Вы постоянно востребованы. Тем не менее – когда Вам приходится работать больше всего?   

- Особенно перед длительными гастролями театра. Моя работа расписана согласно репертуару оперного театра. Большие нагрузки на голосовой аппарат, нервное напряжение необходимо правильно убирать, проводить профилактику. Для меня певец – это, прежде всего пациент, от него я требую выполнения рекомендаций. Все зависит от самого человека. Бывает так, что человек оказался в сложной ситуации, и на всю последующую жизнь у него остается действующей одна голосовая связка. И для того, чтоб восстановить практически утраченные функций голосового аппарата, необходимо каждый день упражняться. Здесь нужно терпение и выдержка. Дух и вера.

- Вы – член Российской общественной академии голоса. Расскажите.

- Ежегодно я принимаю участие в мероприятиях академии. В настоящее время Российская общественная академия голоса имеет 49 региональных отделений и объединяет в четырёх коллегиях более 300 специалистов. Академия - это профессиональное национальное общество фониатров и фонопедов, вокальных и речевых педагогов России. Членами Академии состоят и специалисты смежных отраслей знаний.

- Что Вы думаете о своем коллективе?

- Время летит быстро. Но я не замечаю лет. У меня три внука, которые радуют своими успехами, стремятся к новым высотам.  Люблю ездить по разным странам, хотя давно уже не выезжала. Люблю свою работу. Люблю и уважаю коллектив, где рядом растет талантливая молодежь. В этом году нашей больнице исполняется 90 лет. Не буду подчеркивать свой возраст, но я горжусь тем, что работаю в этом большом и славном коллективе профессионалов. Мне нравится, и я поддерживаю то, что сейчас внедряет наше руководство. Мы теперь учимся не только профессиональным навыкам. В рамках Менеджмента качества учимся еще быть востребованными, современными, как менеджеры, люди XXI века. Врачу нельзя быть отсталым, потому что на нас смотрят многие. И не удивительно, что к нам общество относится с повышенным вниманием. Я желаю всем своим коллегам бодрости духа. Любви. Здравия. Уюта в семье. Пусть каждый день приносит радость!  

- Спасибо за интересный рассказ!

Благодарные пациенты, известные певцы, звезды оперы – о Любови Кирилловне Хабудаевой.

Вячеслав Бальжинимаев, народный артист России:

– В 1979 году после окончания Московской консерватории я приехал в Улан-Удэ. В это время Любовь Кирилловна Хабудаева уже работала в театре. И вот с тех самых пор, почти 34 года, моя работа и жизнь связаны с Любовью Кирилловной. Конечно, за эти годы Любовь Кирилловна стала настоящим другом нашей семьи. Для нас она уже давно не просто фониатр, она наш семейный врач, мы часто к ней обращаемся по любым медицинским вопросам, а не только по её специализации. Когда сын родился, а теперь и внучка, мы чуть что сразу к Любови Кирилловне. Безотказный человек, все врачи, я думаю, и должны быть именно такими. У неё никогда нет такого, чтобы было нельзя обратиться. Чуть какой звонок, рано утром или, наоборот, ночью, Любовь Кирилловна сразу бежит, едет. Человек, который предан своей профессии по-настоящему. Мы ведь в советское время на гастроли выезжали надолго, месяца на два-три. И Любовь Кирилловна во время своего отпуска ехала с нами. Продляла его всячески, брала дни без содержания, отпрашивалась. Потому что и нашему делу она человек преданный. В оперном театре она знает всех и её все знают. И те, кто недавно работает, и те, кто уже ушел, все у неё лечились. А уж как специалисту Любови Кирилловне равных нет, она специалист высокого класса. Неоднократно проходила стажировку у корифеев фониатрии Ральфа Исааковича Райкина и Татьяны Евграфовны Шамшевой. А первым её педагогом была Зоя Фёдоровна Лебедева. Любовь Кирилловну даже приглашали в Монголию для консультаций, потому что у них нет своего специалиста.

 

Галина Шойдагбаева, народная артистка СССР:

– Мне кажется, что с Любовью Кирилловной я знакома вечно. Возможно, никто не догадывается, но очень часто в ответственные моменты мы себя неважно чувствуем из-за простуды или волнения. И вот в такие моменты присутствие Любови Кирилловны особенно важно. Она для нас просто как ангел-хранитель в такие моменты. Особенно отчётливо я это поняла в 1989 году, когда в год 50-летнего юбилея театра осенью мы выехали на гастроли в Москву и Ленинград. У меня тогда была очень большая нагрузка. Большие партии петь приходилось каждый день, потому что шли подряд репетиция – спектакль, репетиция – спектакль. Нагрузка колоссальная и физическая, и моральная. Психологически особенно было тяжело, потому что ответственность была большая. И вот сейчас, когда прошли годы, я понимаю, что не будь тогда рядом Любови Кирилловны, было бы во много раз сложнее. Когда Любовь Кирилловна рядом, мы всегда знаем: что бы ни случилось, она поможет, она спасёт. Когда она рядом, просто психологически чувствуешь себя более уверенно. Она не просто профессионал, она и психолог очень хороший, всегда знает, что у нас в голове творится. Может вылечить не только лекарством, но и в большей степени словами. И мы ей верим. Скажет: «Ты можешь!», и ты выходишь и поёшь. А если скажет: «Нет!» – значит, нет. Для нас Любовь Кирилловна непререкаемый авторитет.

 

Оксана Хингеева, народная артистка Республики Бурятия:

– Любовь Кирилловна удивительный человек. Сложно сказать, кто бы мог с ней сравниться по душевной доброте и чуткости. Это настоящая мать Тереза, которая откликается на любую просьбу о помощи в любое время дня и ночи. Мы с ней уже давно дружим. На гастролях всегда живём в одной комнате, несмотря на то, что у нас с ней такая большая разница в возрасте. Любовь Кирилловна старше даже моей мамы, но в общении с ней возраст не чувствуется, настолько она молода душой. А как Любовь Кирилловна предана театру! Даже сложно определить, насколько сильно она его любит. Она просто живёт театром и всеми нами. И мы отвечаем ей тем же: бесконечной любовью и уважением.

 

Архив персоны недели