Наш адрес: 670031, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Павлова, 12

Регистратура поликлиники: +7 (3012) 37-11-26

Администратор лабораторного корпуса: +7(3012) 43-01-82

Главная » Новости » Наши рубрики » Персона недели » Содномова Лариса Балдановна

Содномова Лариса Балдановна

Содномова Лариса Балдановна врач кардиолог (отделение кардиологии №1).

-  Расскажите о своей малой родине.  

- Родилась я в с.Кижинга (тогда еще Бурятской  АССР) поздним четвертым ребенком. Самые чудесные яркие  мои воспоминания,  конечно же, о беззаботных детских годах, первой моей дружбе, когда каждое лето мы играли с соседской девочкой - Бурэнзы Дандарон, ставшей мне первой подругой. Она жила и училась в г.Новосибирске, а на лето приезжала к бабушке в деревню. Как только набухали почки на тополях,  в небе появлялись  перелетные  птицы с юга, я с замиранием сердца ждала летнего сезона, приезда своей  веселой подружки. В первый же день, как только она приезжала, мы бежали навстречу друг другу и пропадали в своих детских тайных уголках. За нашим домом начиналась речка, где плескалась вся детвора. В болотистых местах  мы, дети, «изучали»  окружающую природу – лягушек, травинки, цветы. Тепло  вспоминаю своих друзей с улицы Советской – Саяну Аюшееву, Андрея Слюняева, Валеру Рубцова.  В детстве мечтала стать фигуристкой, насмотревшись по телевизору  на Ирину Роднину, Людмилу Пахомову.

- Сейчас осталось сожаление от несбыточности детских желаний?

- Всякой мечте – свое время. На выбор профессии влияние оказали мои внутренние предпочтения, а также моя старшая сестра, которая уже работала врачом. Училась я в знаменитой  Кижингинской средней школе им. Хоца Намсараева, выпустившей много ученых  физико-математического направления. Мне же больше нравились естественные  науки - биология, химия, физика, но хотелось изучать их больше в преломлении человеческого организма. Собиралась поступать на медико-биологический факультет, но после разговоров со старшей сестрой пошла учиться на  лечебный факультет.   

- Где Ваш Альма матер?

- Училась в ЧГМИ, физиологию нам преподавал большой ученый -  профессор Кузник Борис Ильич, терапию – профессор Шмеркин, практические занятия по терапии -  Моржуева Галина Яковлевна, которая первая вызвала у меня интерес к кардиологии. Первую врачебную практику по терапии проходила в  РКБ, в кардиологическом отделении у Иванова Владимира Алексеевича. Это мой самый главный, первый наставник, который всегда был принципиален, строг в работе, но всегда чувствовались его поддержка, доброе отношение. Наряду с ним наставником был Яковлев Николай Александрович, человек, который мастерски пунктировал завороты синовиальных сумок.  Кардиология по новому открылась мне после лекций Фукса Арнольда Рувимовича в ординатуре в г.Иркутск,  после завершения терапевтической ординатуры решила стать кардиологом.

- Запомнился ли Ваш первый врачебный заработок?

- Свою первую зарплату я потратила на подарки своим родителям, чем очень обрадовала их. Себе купила  платок на шею, до сих пор я ношу его. 

- Расскажите о своем коллективе?

- Мой коллектив за много лет стремительно менялся в кадровом составе – врачи уходили, переходили  по производственным мотивам в соседние структуры  - РХМДИЛ, ССХ. Игорь Александрович, заведовавший отделением после Иванова В.А.,  стал начмедом больницы, долго заведовала отделением Данзанова С.Н. У каждого заведующего были профессиональные и человеческие позитивы, которым можно было поучиться, за что им выражаю большую благодарность.  С 2012г. согласно Федеральной программе по улучшению помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями наряду с отделением плановой кардиологии создалось отделение неотложной кардиологии. Наш врачебный состав разделился,  пришло много новых врачей.  На сегодня у нас функционирует одно отделение экстренной кардиологии во главе с заведующей отделением Донировой О.С. Во многом благодаря ее усилиям, в отделение пришли работать молодые врачи, работа ведется согласно современным стандартам оказания помощи больным с острым коронарным синдромом. Коллектив молодой, каждый врач  имеет большие потенциальные возможности, а самое главное – большое стремление  работать, учиться, постигать  самое новое.

- У Вас богатый врачебный опыт. Поделитесь историей.

- В клинической практике мне запомнился случай 2014 года, когда молодая пациентка с СКВ – системной красной волчанкой, острым резистентным течением, нефротическим синдромом  имела сопутствующее заболевание -  туберкулез легких. Пришлось лечить ее огромными дозами гормонов - ГКС 100мг преднизолона (это 20 таблеток\сутки), альбумином, в потом в виду его дефицита в больнице СЗП, мощным иммуносупрессором селлсептом. Пациентка выкупила медикаменты - туберкулостатические препараты через родных в Москве за большую сумму денег,  порядка 20 тыс рублей. К счастью, активность заболевания снизилась, она была выписана.  Через некоторое время она приехала на консультацию, и состояние ее было контролируемым.  Эта девушка молодая поражала меня своим оптимизмом, большим желанием перебороть болезнь, абсолютным доверием врачу.

- Что значит для Вас работа?

- Развитие. Движение. Считаю, что стоять на месте в жизни в любой сфере – это безнадежно отставать и регрессировать. Если человек хочет быть наравне со временем, он должен  постоянно работать над собой, постоянно  быть в учебном тонусе. Стараюсь при любой возможности учиться как по основной, так и смежным дисциплинам, меняться при необходимости,  так как медицина – это стремительно развивающаяся наука. Человек   - как голограмма,  бесконечномерная система.

- Внедряете ли в работу результаты научных исследований?

- Уважаю, люблю  и верю в науку, она позволяет отвергнуть ошибочные представления и показать настоящее положение дел, соответственно внедрить лучшие методы лечения и профилактики заболеваний, кардинально улучшить качество жизни больных людей. По возможности стараюсь  на своем рабочем месте анализировать полученные материалы  исследования  и  лечения своих пациентов, имею печатные работы в сборниках. Есть опыт публичных  выступлений по радио на медицинские темы  - гиперлипидемия и профилактика ИБС, профилактика инфаркта миокарда для  широкой аудитории, а также по разным поликлиникам во врачебной аудитории по кардиологическим вопросам. Также какое-то время меня очень интересовала психология личности, когнитивные стили. Считаю, что стратегия жизни человека определяется его индивидуальным типом информационного метаболизма». За последние 3 года, будучи врачом, я все же решила изучать психологию пациента,  в 2014г. официально завершила обучение по клинической психологии в Санкт-Петербургском НИИ психологии и психиатрии им.В.М.Бехтерева.  Этим я горжусь, полученные знания помогают мне в работе и жизни. Также я вспомнила когда-то изучаемый в школе английский язык благодаря курсам, организованным нашей администрацией для отправки стажеров в Корею. Начала посещать  год назад и втянулась в этот процесс, очень понравилось, с удовольствием осваиваю разговорный английский, завершила курс pre-intermediate.

- Какое направление считаете перспективным в медицине?

- Перспективной на мой взгляд, является в медицине биотехнология, генная инженерия, например, когда можно будет заменить  пораженный орган не донорским органом с необходимостью постоянной иммуносупрессии,  а  выраженной  клеточной культурой в объеме и форме  первичного органа.

- Какие у Вас мечты?

- Мои мечты относительно работы: первая насущная - освобождение от всепоглощающей и изнуряющей печатной, бумажной  работы, создание настоящей электронной истории болезни, когда после клинического анализа можно собрать с электронных  баз параклинических служб результаты исследования конкретного пациента, сделать резюме,  определить тактику его ведения и дать дальнейшие рекомендации при выписке. Врач в таком случае не будет эмоционально выгорать, его энергия будет тратиться не на перепечатывание всего и «вся», как, к сожалению, происходит сейчас, а  на большее внимание к больным, претворение своих творческих идей на благо пациентов.

А глобально, конечно, это создание медицинской культуры у населения, внедрения паспорта здоровья, чтобы наш пациент знал целевые цифры своих липидных,  коагулогических  показателей, ИМТ, стремился к их достижению. Это идеальный комплайенс, иначе, наши усилия по восстановлению здоровья будут уходить  в пустоту.  

- Что для Вас СМК и каковы результаты внедрения?

- В этом процессе участвовал весь наш большой коллектив больницы. Для меня это выраженный смысл понятия, что работа – это наш дом. Любой хозяин/хозяйка в своем доме придерживаются порядка, препятствуют засорению дома, имеют некоторое пространственное и временное предписание дел. И это предполагается у нас на рабочем месте. Внедрение СМК на рабочем месте наглядно показало, что эффективность труда кроме содержательного компонента зависит  от его организации. В документации стали более выпуклыми контрольные точки работы, а значит, появились дополнительные возможности  самоконтроля.

- Что нравится Вам в Вашей работе?

 – Широкие современные возможности для обследования и оказания помощи пациентам, с учетом многопрофильности больницы всесторонний подход к пациенту. Ценю больше всего в своей работе  положительный эффект  у пациента от вложенных стараний,  формирование уважения к врачу; огромную значимость и самодостаточность нашей врачебной профессии. В обозримом будущем хочется разработать на доказательной базе принципы индивидуальной (персонализированной)  терапии пациента - фармакотерапии с учетом его генетически детерминированных ферментативных, биохимических процессов,  в сочетании с индивидуальным психологическим сопровождением в зависимости от его когнитивного,  соционического типа.

- Расскажите о своих родителях.

- Отец  мой – ветеран Великой Отечественной войны. В далеком  1939г. ушел с Агинского педагогического училища на службу в Советскую армию. Но началась страшная война,  и после срочного обучения в  Киевском танковом училище он в составе 135 Константиновской (Краснознаменной) танковой бригады прошел  всю войну танкистом на втором Украинском фронте, вернулся домой только в 1946г. после освобождения стран Европы, восстановительных работ в украинском городе Луцк. С детства я слышала рассказы  о  советском танке Т34, который превосходил по броневой мощи немецкие «Тигры», «Пантеры», «Фердинанды», слышала о кровопролитных боях за город Секешфахер в Венгрии, на озере Балатон, взятие Будапешта, где  пришлось сражаться с отборными гитлеровскими дивизиями «Мертвая голова», «Адольф Гитлер».  Отец вспоминает  свои впечатления от Вены, когда танковая бригада въехала  в освобожденную от немцев австрийскую столицу - впечатлили крупнейшие здания – Хоффбург – резиденция австрийских Габсбургов, собор святого Стефана, парламент, оперный театр и др. Вспоминает огромное ликование, когда весть о Победе застала наших воинов на территории Чехословакии. Они  прямо на улицах Праги    кружили проходящих чешек под  музыку в патефоне, поднимали свои боевые кружки за Победу. Но до дома было еще далеко… Уже после войны отец завершил свое образование и работал в средней школе учителем   истории, сейчас папа  на пенсии, для  меня  папа – это мерило моей совести, мой  чести.  

Мама моя в молодые годы красивейшая женщина, работала в редакции районной газеты «Долина Кижинги» на русском языке, «Хэжэнгын гол» на бурятском языке. В одном дворе напротив редакции, где работали журналисты, фотокорреспондент, находилась типография. Я навсегда запомнила в редакции стук печатных машин, сигаретный дым журналистов, отдыхающих от своих  литературных опусов; в типографии гул линтипов, где шла верстка газетных страниц, эти свежие и чумазые от типографской краски листы бумаги; девушек, собиравших вручную свинцовые шрифты. Мама сейчас на пенсии,  для меня мама  – образец  оптимизма, неиссякаекаемого интереса к жизни, источник моего жизненного заряда.

- Расскажите о своей семье, куда и как распределяете свое свободное время?

- Моя собственная семья небольшая, у меня есть дочка, студентка восточного факультета БГУ, будущий китаист, в настоящее время проходит стажировку в Китае. Сама я родилась в многодетной семье. У меня есть сестры, брат.  В свободное время, которого очень мало, стараюсь перечитывать любимые произведения. Любимых литературных авторов несколько – в школьные годы Ф. Достоевский, позже Альбер Камю, Антуан де Сент –Экзюпери, Эрих Мария Ремарк. Очень люблю произведение Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».Оттуда знаменитое выражение «ты всегда в ответе за всех , кого приручил. Приручить — значит связать себя с другим существом любовью, чувством ответственности». Любимые фильмы – советские комедии «Иван Васильевич меняет профессию», «Джентльмены удачи», «Бриллиантовая рука». Люблю бывать на природе, в выходные встречаться с  родными, друзьями, и это дает позитив, энергию на следующую неделю.  В отпускное время стараюсь путешествовать, посмотреть разные уголки мира,  примерить другие модели жизни.

- Ваш девиз в работе?

 – Относись к людям по принципу  «Я-окей и ты о-кей».

- Спасибо большое! 

  

 

  

 

 

  

Архив персоны недели