Наш адрес: 670031, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Павлова, 12

Регистратура поликлиники: +7 (3012) 37-11-26

Администратор лабораторного корпуса: +7(3012) 43-01-82

Главная » Новости » Новости больницы » Логопед Республиканской больницы помогает пациентам "Операции Улыбка" развивать правильную речь

Логопед Республиканской больницы помогает пациентам "Операции Улыбка" развивать правильную речь

Ежегодная акция «Операция Улыбка» по бесплатному лечению детей с врожденными расщелинами губы и нёба завершилась в РКБ им. Н.А. Семашко 1 сентября. В этом году шаг на встречу к улыбке мечты сделали порядка 40 детей: для одних это была первая операция, для других повторная, для третьих – консультация.

Однако не только хирургическое вмешательство, несмотря на всю его важность, помогает обрести детям желанный вид. После операции им предстоит длительная реабилитация, важнейшую роль в которой играют занятия с логопедом.

Расщелина губы и/или нёба - врожденное заболевание, с которым рождается один младенец на 700 рожденных. Без вовремя проведенного хирургического лечения таким детям сложно нормально питаться и учиться говорить, из-за внешнего дефекта их дразнят другие дети, и им сложно адаптироваться в обществе. Проблему можно практически полностью устранить с помощью операций, ортодонтического лечения и занятий с логопедом.

В этом году при отборе детей по акции "Улыбка" хирургами на операцию, дети получали консультации стоматологов-ортодонтов и логопеда поликлиники Республиканской больницы Згуржак Татьяны Антоновны, которая проконсультировала 40 пациентов в возрасте от 10 месяцев до 15 лет.

Дети с врожденной расщелиной неба с самого рождения вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему недостатку. Это приспособление выражается своеобразным расположением языка в полости рта - ребенок рефлекторно сдвигает тело языка вверх и назад. Патологическое положение языка в полости рта постепенно закрепляется. Дети предпочитают спать на спине, что облегчает им удержание языка в глубине рта.

При кормлении они сжимают соску не губами, а корнем языка и фрагментами небного свода. При таком сосании вместе с движениями корня языка активизируются лицевые мышцы. Эта мышечная взаимосвязь прочно закрепляется и в дальнейшем сказывается на качестве лепета и оказывает влияние на произношение. Такое положение языка приводит и к тому, что во время речи выдыхаемая струя, встречая на пути через рот препятствие в виде поднятого корня языка, направляется в носоглотку и лишь частично попадает в ротовую полость. Таким образом нарушается речевое дыхание. Сообщение полости рта и носа создает увеличение резонирования носовой полости и речь становится назализованной. При постоянном положении корня языка кончик его оттягивается в середину ротовой полости, становится вялым и малоподвижным. Движение всего языка затормаживается и принятие позиций для произношения того или иного звука становится недоступным ребенку. Такое нарушение речи называется открытой ринолалией, это тотальное нарушение звукопроизношения с выраженное назализацией.

Кроме произношения, при ринолалии страдает фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различить их между собой и обобщить в словах). Это отражается на лексико-грамматическом строе речи, в дальнейшем на чтении и письме.

Сознание дефекта, реакция окружающих на речь вызывает у ребенка тяжелые переживания, что, естественно, сказывается на формировании его психики. Эти психологические наслоения, в свою очередь, еще более усугубляют нарушения речи. Неустраненные в детском возрасте речевые проблемы могут препятствовать выбору профессии, мешать в работе и повседневной жизни.

Однако своевременные медицинские и педагогические воздействия могут полностью или частично ликвидировать ринолалию. Это во многом зависит от комплексного воздействия на ребенка логопеда, врача, ортодонта, психолога и родителей.

На первом году жизни ребенку проводится операция - пластика губы. В послеоперационном периоде родителям необходимо разрабатывать верхнюю губу ребенка для ее пластичности, подвижности, развития объема движений. Предлагается ряд упражнений, которые родители должны проводить с ребенком ежедневно:

• поднимать и опускать верхнюю губу;

• стараться натянуть верхнюю губу на верхние резцы;

• ввести палец между верхней губой и зубами, оттягивая губу вперед;

• вибрировать пальцем верхнюю губу;

• постукивать около рубцов подушечками пальцев;

• щипать пальцами;

• взять губу подушечками большого и указательного пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед, затем разминать пальцами рубец.

Движения губ усиливаются путем обучения малыша губным звукам.

В возрасте двух-трех лет словарный запас ребенка исчисляется несколькими сотнями слов. В этот период можно приучать ребенка к артикуляционной гимнастике, связав ее с игровыми элементами. Надо научить ребенка смыканию губ (как поцелуй мамы); взрыву губами по типу звука П; вибрационному движению губ, похожему на кучерское Пррр.

После трех лет наступает самый ответственный период. В это время необходимо подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию, по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки, стремиться к перемещению языка вперед, опусканию его корня и укреплению кончика, активизировать движения губ и щек, отработать диафрагмальное дыхание, выработать нормальную воздушную струю, предупредить смешение звуков в устной речи.

Одновременно с артикуляционными упражнениями проводится дыхательная гимнастика. Ребенка необходимо обучить диафрагмальному дыханию, которое позволяет увеличить жизненный объем легких, регулировать скорость выдоха диафрагмой, благодаря чему он удлиняется и уменьшается носовой оттенок голоса.

Сначала ребенка надо обучить направленному дутью. Выработке правильной воздушной струи способствуют также упражнения, связанные с дутьем. Их нужно проводить в форме игры, внося элементы соревнования. Часть игрушек дети изготавливают сами с помощью родителей. Это бабочки, вертушки, цветки, метелочки, выполненные из бумаги или ткани. Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянным палочкам, ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатиков и т. п. Такие игрушки должны иметь целевое назначение и использоваться только на занятиях по воспитанию правильной речи.

После операции постановка речи занимает от 2-4 месяцев до 1-2 лет систематических занятий, в зависимости от вида расщелины, результатов операции, эффективности дооперационных занятий, способностей ребенка, результатов ортодонтического лечения и ответственности родителей. Взрослые должны обязательно присутствовать на занятиях, запоминать все указания логопеда и дома ежедневно заниматься с ребенком.

Раннее и правильное определение тактики логопедического обучения Вашего ребёнка - это не менее половины успеха в непростом процессе восстановления его речи. Поэтому Татьяна Антоновна постоянно консультирует родителей, обследует речевое развитие детей, приглашает на занятия в поликнинику, дает буклеты, рекомендации.

Один случай вызвал недоумение . На консультацию приехала мама с сыном 15 лет из района нашей республики, как она говорит случайно, посоветовали знакомые. Мальчику в дошкольном возрасте поэтапно были проведены операции по закрытию расщелин. Далее родители не обращались ни к ортодонту ни к логопеду, жалуясь, что никто не направлял их. На сегодня у сына образовался вторичный дефект твердого неба, слабо развивается верхняя челюсть, речь смазанная, невнятная, гнусавая, трудности по русскому языку, многочисленные ошибки. Т.е. мама думала, что раз сделали операции, все остальное само восстановится.

Родители детей с врожденной расщелиной губы и неба должны быть очень внимательны к своим детям. Нет необходимости ставить их в разряд больных детей и ожидать только срока оперативного лечения.

Родители могут способствовать нормальному развитию речи, общаясь с ребенком, и могут тормозить ее при молчаливом уходе за ним.

Речь ребенка формируется постепенно и в каждый момент ее становления родители могут помочь быстрее и правильнее овладеть ею, получив обстоятельную консультацию логопеда.

Коррекционная работа с детьми полсе операции направлена на полное восстановление речи, как средства общения, что способствует формированию полноценной личности ребенка и его социальной адаптации.

Вторая операция – уранопластика (коррекции расщелины и других дефектов твёрдого нёба) – После закрытия твердого и/или мягкого нёба ребенка нужно обязательно научить правильному речевому дыханию. Эта работа ведется до и после операции. Также пациенту необходима активизация уже закрытого мягкого неба и артикуляционная гимнастика – движения языка и губ. Нередко родители не только объясняют ребенку, как правильно делать гимнастику, но и делают ее вместе с ним.

Чтобы развить правильную речь и установить нормальное дыхание, дети должны заниматься годами, а также посещать специалиста.

- Родители должны понимать, что сделать операцию и пройти реабилитацию ребенку нужно как можно раньше, чтобы к моменту похода в школу у него были минимальные внешние дефекты и правильная речь. Недостатки, сопутствующие челюстно-лицевым дефектом могут привести к задержке психофизического развития. Если совсем не заниматься, речь будет гнусавой, неразборчивой, ребенку будет некомфортно общаться, у него будут трудности в социализации и могут развиться комплексы, - отмечает логопед.

Есть такое понятие, как фономатическая недостаточность. То есть, если ребенок неправильно говорит, значит, он и нечетко различает звуки родного языка. Для него взрывные и глухие звуки «к» и «т» могут слышаться одинаково. В дальнейшем у таких детей возникают вторичные нарушения в письменной речи.

Поэтому, готовясь к школе ребенку просто необходимо выработать правильное звуковпроизношение, научиться связной грамматически правильной речи, фономотическому различению звуков.